воскресенье, 6 декабря 2015 г.

Как образуется "внутренняя" и "внешняя" часть психики?

Первый и главный фактор формирования психики - это генетически заданный тип информационного и энергетического обмена. В нем, как показал Юнг, а также соционики, уже задано распределение функциональных ролей для каждого психологического аспекта у данного типа психики.


В том числе определяется, какие пары аспектов будут попадать в сверхсознание (это внутренняя, более творческая часть психики), а какая во внешнеролевые, инструментальные, приспособительные части психики, работающие с внешним миром по принципу "объект - объект".

Распределение аспектов информации по областям Я, Сверх-Я, Оно можно увидеть на нашей модели А-Z, на старой модели А даже не смотрите, она в этом плане ошибочна на процентов 75%.

Но затем путем наблюдений, исследований, статистики, теоретического анализа концепций и т.д. нам удалось установить, что еще в период до рождения и вплоть до 3-5 лет влияет другой, независимый фактор - эмоционально-сенсорная и физиологическая связь с родной мамой (то, что Фрейд по ряду причин приписал влиянию обоих родителей и назвал Эдиповым комплексом,  Юнг - Анимой, Адлер - комплексом превосходства, Э.Берн – „гениальным ребенком” и т.д.).

В этот период формируется и ситуативно выполняет адаптивную роль подструктура психики ребенка, дуальная к типу матери (в случае невозможности усиления дуальных аспектов формируется полудуальная, но всегда идет дополнение к ведущему у мамы аспекту).

Но фактор генетический задает общий фундамент, контуры всего здания личности, поэтому адаптивная матрица занимает в более позднем возрасте формально подчиненное место, становится функциональным блоком в составе более сложной системы.

Вместе с тем, будучи энергетически сильно заряженным, этот блок выполняет роль механизма усвоения ценностных образцов; модели отношений с противоположным полом; творчества и самопсихотерапии; самопознания; интеграции и саморегуляции в кризисных точках развития и т.п.

Таким образом, адаптивная к маме структура психики превращается в функциональный блок в составе матрицы врожденного типа. Таких адаптивных структур, как мы убедились, у каждого типа может быть 12 видов.

В каждом подтипе будет свое распределение ролей психологических аспектов, оно может значительно отличаться от заданного генетически, но все же способен объединиться с ним в одно целое. Акцент, полученный под влиянием матери определенного типа, очень важен, он задает разновидность генетического типа в такой мере, что с практической точки зрения лучше рассматривать уже не 16, а 192 (16 х 12) вида большого рода „человек разумный”.

Почему подтипов не 16, а только 12? Правило запрета на усиление 4-х пар аспектов, наиболее противоположных, взаимоисключающих для врожденного типа можно объяснить следующим образом. Адаптация к матери требует от еще полностью зависимой и гибкой психики выработать дополняющую матрицу взаимодействия. Но так же как нельзя любое дерево привить к другому, так и не всякое новообразование в психике может органически „прирасти” к генетически заданной психике.

Обратите внимание, что акцент, полученный от матери ("Анима" в глубинной психологии Юнга) потенциально может иметь размерность до 4-х, т.е. максимально возможную. Это очень творческий блок, он находится в нашем индивидуальном сверхсознании, в нашем Сверх-Я (которое не обязательно точно такое, как описывал З.Фрейд, а у каждого свое, как это понимали К.Юнг и Э.Берн).

Такие свойства не могут получить пары аспектов, генетически запрограммированные на вытеснение в неразвитую область "Тени" и "Ребенка неприспособленного" (здесь творчество минимальное), а также те, что должны быть по генетической программе жестко нормированы (блоки "Цензура" и "Инстинкт" в нашей модели А-Z).

Тогда очевидно, что нельзя "привить" ребенку акценты, противоположные к генетически ведущим сразу по обеим юнговским функциям (1-ой и 2-ой). Человеку с врожденной логикой-сенсорикой нельзя "привить" творческий акцент по этике-интуиции и т.д.

Но если только по одной противоположной функции – то уже можно, тогда есть чем "прирастать", ведь один аспект общий. Тогда просто меняется распределение ролей аспектов, их потенциальная размерность (развитость), и психика обретает целостность, устойчивость. Это главное свойство психики – сохранять целостность и единство всех систем, подсистем и надсистем.

Акцент всегда образуется таким образом, что его ведущий аспект дополняющий к ведущему аспекту у мамы. Если, допустим, у Есенина будет мама тоже Есенин (нередкий случай), то у ребенка не может произойти усиление Жуковских аспектов: по генетической программе они предназначены для вытеснения в область "Тени" и „Ребенка неприспособленного”. Зато может усилиться та же волевая сенсорика, соединенная с этикой, т.е. ведущие аспекты Наполеона.

Акцент (блок "Анима") является основным блоком сверхсознательной, внутренней части психики. Внешняя часть психики (блоки "Персона", "Приспособление", "Инструментальность" и др.) образуется путем усвоения стереотипных образцов поведения сначала под влиянием мамы, а потом под влиянием личного опыта взаимодействия в семье, в различных группах, учреждениях (готовые инструменты, социальные нормы, алгоритмы решения проблем и ролевые сценарии). Маска (Персона) нередко близка или отвечает ведущим функциям у мамы (но не обязательно, влияет немало других факторов).
http://simtim.org/node/5756

Комментариев нет:

Отправить комментарий