четверг, 2 февраля 2012 г.

Критерий практики - 2

Говорят, мы живем на пороге самой свободной эры. Говорят, что чисто технически уже давно возможно решить многие глобальные проблемы и… забыть о них навсегда! Допустим, что это действительно так. Почему же науки о человеке, практика его гармоничного развития («расширенное духовное воспроизводство человека») катастрофическим образом отстают от технического прогресса, ведь они, наоборот, должны его опережать для того, чтобы мог произойти качественный скачок? Иначе не избежать отката и падения.

Всем известна сентенция: «практика – критерий истины». Однако зачастую практика разных людей слишком разная и даже противоположна. Это естественно, поскольку весь опыт протекает и «фильтрируется» через определенные устойчивые и „переменные» свойства психики, начиная с физиологических особенностей и заканчивая убеждениями, идеалами, ценностями.


Многие знают, о том, что в Японии построен удивительный сад Реандзю, символизирующий эту относительность и неполноту человеческого познания. Из каждой обзорной террасы видно лишь 14 из 15-ти камней, один – всегда невидим. Но жизнь показывает, что все как раз наоборот: чаще мы видим только один, «свой», камень, а 14 остальных не замечаем. Видимо, наше сознание и бессознательное ближе всего связано именно с этим одним камнем, и поэтому нам так трудно прийти к общему пониманию.

Таким образом, большинство философов и психологов ссылаются на пресловутый «критерий практики». Уместно было бы у них спросить: «А в чем критерий самой практики?» Обычно философы отвечают: «В самой практике», «в практике всего человечества» и т.п. Могут сослаться на творчески-преобразующий, «революционный» уровень практики, что уже ближе к истине, но все равно слишком расплывчато и многозначно. То, что для одного человека выступает как вполне определенный знак, имеющий четкое значение, для других в лучшем случае является только символом, а то и вообще «информационным шумом». Это связано с невиданными ранее возможностями для демократического, плюралистического и личностного развития.

Вместе с тем появились и невиданные ранее предпосылки для непонимания и конфликтов между людьми на личностной основе. Общая для всех коллективная душа, которой обладали примитивные люди, ушла в прошлое. С другой стороны, родовые, кровные, этнические и религиозные связи между людьми настолько ослабли, что часто уже не в состоянии помочь людям понять друг друга.
http://simtim.org/node/3486

Комментариев нет:

Отправить комментарий