среда, 25 января 2012 г.

Проблема «критерия практики» или Вавилонская башня

В естественных науках есть общепринятые, неизменяемые при переходе от культуры к культуре, от человека к человеку инструменты исследования (инструменты в широком смысле – как совокупность средств получения нового знания и распространения его в обществе).
Общественно-гуманитарные науки такими инструментами, по всей видимости, не располагают, поскольку существует не одна, а большое множество психологий, социологий и философий.


Причина в том, что психика отдельных людей и социетальная психика одновременно являются и субъектами, и носителями, и главными „инструментами” социально-гуманитарного познания. Другими словами, здесь уже никак нельзя пренебречь различным устойством психики, абстрагироваться от этого, так как сама психика – индивидуальная либо коллективная – является объектом и предметом изучения. Этот факт все еще недостаточно осознается и теоретически осмысляется гуманитариями.

В наиболее развитых теоретических системах знания четко обозначены ключевые понятия, существует одна для всех стран парадигма, а также один научный "язык", базирующийся либо на математике, либо на общих законах мышления и познания. Однако в социологии, психологии, философии, политической и социальной психологии, этнологии и других общественно-гуманитарных областях "мирно уживаются", соседствуют множество подходов, парадигм, вплоть до противоположных, связанных или с индивидуальными особенностями отдельных ученых – их творцов, или с особенностями национального менталитета, или с типом социально-политического устройства, или же со ступенью психосоциальной зрелости какой-либо страны. (Продолжение следует)
http://simtim.org/node/3484

Комментариев нет:

Отправить комментарий